... мы заново открыли себя там
где даже движения подвластны чувствам
и каждый может выразить
свою душу в танце
разбавив радость победы
любовью и уважением
обрели покой и ту свободу
в поисках которой мы пришли сюда
Хастл (Hustle) - это очень простой и красивый парный танец для вечеринок, клубов и дискотек.
Hustle впитал в себя множество разнообразных движений и элементов из других парных танцев - бальных, рок-н-ролла, латины. Огромную популярность Hustle приобрел по нескольким причинам:
- танцевать Хастл (Hustle) можно практически под любую музыку, в любом темпе и с любым партнером или партнершей
- в этом танце нет зафиксированных правил и схем. Даже очень долго танцуя хастл, можно постоянно придумывать, или узнавать что-нибудь новое
- танцевать Хастл (Hustle) пара может на одном-двух квадратных метрах, что в условиях современных ночных клубов и дискотек является немаловажным фактором
- освоить основные элементы Хастл (Hustle) неопытный человек сможет за 10-15 занятий. А потом уже, на базе этих элементов, можно будет экспериментировать, и придумывать собственные движения.
Без преувелечения можно сказать, что Hustle является великолепным способом общения и самовыражения.
Какой-либо танец категории бальных
практически невозможно встретить в ночном
клубе или на дискотеке. Массовость и
строгий канон спортивного бального танца -
вещи несовместные. Подобная ситуация
привела к созданию новых танцев, носящих
импровизационный характер, не требующих
многолетнего изучения, исполняемых под
модные современные мелодии и оттого более
естественно выглядящих на дискотеке, чем на
спортивном состязании. Один из подобных
танцев - хастл (hustle).
Основная причина популярности хастла -
быстрота изучения (за счет простоты и
импровизационного характера), пара месяцев
- и Вы можете уже как-то танцевать.
Хастл (hustle) относится к городским молодежным
танцам (в англоязычной литературе
используется термин "social dance" - "общественный
танец"), исполняемым на вечеринках, в
клубах и на дискотеках. В США этот танец
стал частью системы образования (его
преподают в некоторых школах и колледжах, в
том числе - в Йельском университете). В
остальных странах его не выделяют в
отдельный танец, а относят к так
называемому "свободному стилю".
В переводе с английского "hustle" - "толчея",
"энергичная деятельность". Название
определяет судьбу - этот танец исполняется
с учетом крайнего дефицита жизненного
пространства, два свободных квадратных
метра площади - все, что нужно для занятий
хастлом, что и определило его "дискотечную"
направленность. Будучи импровизационным
танцем, хастл (hustle) не имеет жестких рамок,
четкого определения фигур и позиций, что и
препятствует внесению его в число бальных -
есть только техника и стиль ведения.
Конкурсы пар, танцующих хастл (hustle) - скорее,
выяснение, кто же является подлинной
звездой вечеринки, чем спортивное
состязание. Попытки привести хастл (hustle) к
единому стандарту пока встречают яростное
сопротивление самих же "энтузиастов от
хастла", утверждающих, что это нанесет
страшный удар по демократизму и
универсальности танца. Это, пожалуй,
единственный танец, в методике обучения
которому сделан упор на обязательное
посещение дискотек.
Музыка хастла - это диско-музыка (особой
популярностью у любителей хастла в США
пользовались композиции Донны Саммер - Donna
Summer): музыкальный размер 4/4, темп - 30 тактов
(120 ударов) в минуту. И хотя сейчас все больше
пропагандируется утверждение о том, что
хастл (hustle) можно танцевать под любую музыку, в
США как для начинающих и любителей (Bronze), так
и для профессионалов темпы 28-30 тактов в
минуту являются признанным стандартом.
Необходимое отступление - о диско-музыке.
Ее отличительная особенность - особый ритм,
диско бит ("Disco Beat"). В чем его
уникальность?
Каждую мелодию можно условно разбить на
равные части. В каждой такой части,
называемой тактом, Вы явно слышите одно и то
же количество "ударов" (из них и
слагается ритмический рисунок музыки),
каждому из которых соответствует звучание
ноты определенной продолжительности. На
первый удар, так называемую "сильную долю",
обычно акцентируется ударение, за
исключением ряда случаев (синкопа). Акцент
легко различим в общей мелодии - как правило,
это либо особенно громкий "стук"
ударных, либо звучание какого-либо
отдельного ударного инструмента.
Оригинальность диско бита - в отсутствии
ярко выраженной сильной доли. Ритм
монотонен и однообразен, что, кстати, и
служило одним из поводов утверждений о
примитивности диско-музыки. С другой
стороны, благодаря подобному ритму
упрощалась задача танцоров (танец можно
начинать с любого удара) и ди-джеев (стало
возможно микшировать мелодии, создавая
многочасовые непрерывные программы). Как
любят говорить американцы, ритм из "Тик-Так"
(случай обычной музыки) превратился в "Пуфф-Пуфф"
(в диско-музыке).
Как только возникает вопрос о хореографии
хастла, начинаются разночтения и даже войны
приверженцев различных версий. Как
результат - огромное количество вариаций
хастла: западный хастл ("Western Hustle"),
континентальный хастл ("Continental-American
Hustle"), лос-анджелесский хастл ("L.A.Hustle"),
латиноамериканский хастл ("Latin Hustle"),
нью-йоркский хастл ("N.Y.Hustle"), "уличный"
хастл ("Street Hustle"), "двойной" хастл
("Double Hustle"), танго-хастл ("Tango Hustle"),
"линейный" хастл ("Line Hustle"), хастл-"веревочка"
("Rope Hustle"), хастл-"праща" ("Sling
Hustle") и другие.
Нью-йоркский хастл появился как вариация
латиноамериканского и первоначально тоже
исполнялся на шесть счетов (&1-2-3-&4-5-6 -
"и-раз-два-три-и-четыре-пять-шесть").
Около 1980 года танец стал исполняться на три
счета ("и-раз-два-три" - &1-2-3), хотя
существуют отступления и от этого счета
("и-раз-два-три-и-четыре" - &1-2-3-&4 и
"и-раз-два-и-три-четыре" - &1-2-&3-4).
Примерно в то же время из танца начал
исчезать "рок-степ" ("rock step"),
окончательно замененный в 1982 году на шаг
"вместе-вперед". Пережив трудные
времена спада популярности музыки диско (в
восьмидесятые лишь несколько человек,
живших в районе залива Сан-Франциско,
практиковали нью-йоркский хастл), эта
версия танца стала наиболее
распространенной в США. Старые варианты
исполнения были окончательно забыты к 1983
году.
Хастл-"праща" известен также под
именем "свинг-хастл" ("Swing Hustle") и
представляет собой нью-йоркский хастл
образца 1980 года (с "рок-степом"),
исполняемый под четыре счета. Любой шаг
танца выполняются за один и тот же
промежуток времени.
"Уличный" хастл - любое исполнение
хастла парой, не изучавшей (или изучавшей,
но безуспешно) хастл в танцевальной студии -
отсутствует работа стопы, какая-либо
техника, фигуры произвольны и могут не
соответствовать ритму танца. В общем случае
- исполнение хастла при отсутствии (или не
относящейся явно к какому-либо виду хастла)
техники.
"Линейный" хастл - танец, исполняемый
танцорами в "Лихорадке субботней ночи".
При некоторой модификации, обретает черты
линейных хип-хоп-танцев.
Танго-хастл в последнее время слился с
современным тустепом (так называемый "disco
two-step" и "nightclub two-step") - танцем для
ночных клубов, также исполняемый под музыку
диско.
Под именем хастл-"веревочка" на самом
деле скрывается два танца, один из которых -
вариация меренги (латиноамериканский танец,
в котором танцоры выстраиваются друг за
другом, образую длинную цепочку), а второй -
тот же самый нью-йоркский хастл, в котором
партнеры держатся не за руки друг друга, а
за концы недлинных лент (или цепочек и
веревочек). К сожалению, чтобы не запутаться
в петлях ленты, исполнители вынуждены
отказаться от некоторых фигур.
Уникален "двойной" хастл, танцуемый
не двумя танцорами, а тремя и больше. Обычно,
этот танец исполняет один мужчина вместе с
двумя женщинами, пытаясь "вести" сразу
обеих (есть уникальные попытки
одновременного ведения до пяти партнерш).
Существуют версии, в которых одна женщина
танцует с двумя мужчинами поочередно.
Крайне болезненным стал вопрос о том, на
какое количество счетов следует танцевать
хастл.
Наиболее распространенным счетом в
хастле является "и-раз-два-три" (&1-2-3).
Именно в таком варианте хастл появился в
южной Флориде. Этот счет считается менее
удобным для начинающих и
непоследовательным: на пресловутое "и-раз"
партнеры отходят друг от друга, а многие
считают, что начинать танец следует со
сближения партнеров, да еще и партнерше при
таком счете приходится начинать с левой
ноги. В Калифорнии преподают только эту
разновидность танца.
Более удобным для начинающих, но менее
распространенным (к примеру, нью-йоркский
хастл никогда так не исполняется) считается
счет "раз-два-и-три" (1-2-&3). Здесь опять
возникает проблема: если на "раз"
партнеры сходятся, на "два" -
расходятся, на "и" - делают шаг-приставку,
а на "три" сходятся опять, то как
начинать следующее движение - вперед уже
хода нет?
Это породило третий вариант счета для
хастла - на шесть счетов: "и-раз-два-три-и-четыре-пять-шесть"
(&1-2-3-&4-5-6), что впрочем, не осталось
единственным стандартом исполнения танца
на шесть счетов - чемпион США 1995 года по
хастлу Барри Дуглас (Barry Douglas)
модернизировал счет "раз-два-и-три",
приведя его к виду "раз-два-и-три-и-раз-два-и-три"
(1-2-&3-&1-2-&3). Исполнение танца по
методике Дугласа легко узнаваемо на
танцплощадке - на первое "три" партнеры
не сходятся, а только выводят ногу вперед.
Часть танцоров настаивает на
несоответствии "тройного" счета
хастла музыкальному размеру композиций,
под которые он исполняется, что привело к
созданию версий хастла, танцуемых на четыре
и восемь счетов. К счастью, хастл - очень
демократичный танец, где нет строгих
ограничений на манеру исполнения.
Есть несколько гипотез о происхождении
хастла.
Гипотеза первая. Прародителем хастла (точнее,
всех его версий, исполняемых на три и шесть
счетов) следует считать латиноамериканский
хастл. Жизнь ему подарили уличные танцоры
из числа многочисленных в южной части
американского штата Флорида цыган и
латиноамериканцев (преимущественно -
кубинцев). Пытаясь приспособить
собственные навыки в области танца (исходным
материалом служили салса и свинг Западного
побережья) к совершенно им не
соответствующим, но безумно популярным в
начале 1970-ых годов ритмам диско, танцоры
создали уникальный прецедент - танец, в
котором в четыре доли такта исполняются три
движения (латиноамериканский хастл
исполняется на шесть счетов "раз-два-и-три-четыре-пять-шесть"
- 1-2-&3-4-5-6). Получившийся танец первое время
был известен под названием диско-свинг
("disco swing"), а в Нью-Йорке его считали
вариацией свинга Западного побережья и
продолжали называть "West Coast".
Гипотеза вторая (Марии Торрес). Конец
семидесятых годов двадцатого века
ознаменовался в Нью-Йорке неслыханной "дискоманией".
Мода на новые мелодии порождала новый танец
каждые две недели. Через две недели
прихотливый танец забывался, но какие-то
его элементы наследовались "восприемником".
Все это продолжалось в период с 1978 по 1982 год.
В начале восьмидесятых стали популярны
более медленные мелодии, исполнение
прежних движений танца в том же темпе
приводило к тому, что четыре движения
приходилось делать под три удара, так что
потребовалась перестройка танца (стал
исполняться на три счета). Так появился
собственно хастл, а те его вариации, что
принято танцевать на четыре счета - более
поздние отклонения от стандарта.
Гипотеза третья. Кенни Гонсалес (Kenny Gonzales)
по прозвищу "Король Кенни" (KingKenny), его
друг Эдди Вега (Eddie Vega) и Мария Торрес (Maria
Torres) выработали основные движения танца,
ставшего известным впоследствии под именем
нью-йоркского хастла, в семидесятые годы в
Бруклине.
Из вышеприведенных имен наиболее
масштабна и легендарна, конечно же,
личность Эдди Вега, с двенадцати лет
непрерывно побеждавшего на всех
чемпионатах Нью-Йорка по хастлу. В
семнадцать лет Эдди выиграл Гранд-Чемпионат
Dance Fever ("Танцевальная Лихорадка" -
популярное телевизионное шоу тех лет), в
девятнадцать (в 1982 году) вместе с Нелли
Котто (Nellie Cotto) стал финалистом Чемпионата
США по Бальным танцам (USBC - U.S. Ballroom Championship). В
следующем, 1983 году Эдди Вега снова
становится финалистом Чемпионата США, на
этот раз уже с Лурдес Джонс (Lourdes Jones). Сменив
несколько партнерш (Нелли Котто, Лурдес
Джонс, Мария Торрес), Эдди начал танцевать в
паре с Лизой Нунсьеллой (Lisa Nunziella), вместе
они стали финалистами шоу Эда МакМахана (Ed
McMahan) "Star Search" ("Ищем Звезд")
завоевав призовых 100.000 долларов. Пара Вега-Нунсьелла
побеждала в шоу "Star Search" тринадцать раз
- по сей день так и не превзойденное
достижение. Постоянный участник
бродвейских постановок, музыкальных видео
и программ MTV, Эдди Вега умер от СПИДа в 1990
году.
Судьба одной из его партнерш, Марии Торрес,
сложилась иным образом: чемпионка мира по
хастлу 1993 года, Мария является одним из
директоров американской федерации хастла.
В качестве постановщика и хореографа Мария
участвовала в создании дневного и
вечернего шоу Лу Бега (Lou Bega) "Mambo №5",
видеоклипа "Bailamos" Энрике Иглесиаса
(Enrique Iglesias), телевизионных рекламных роликов
компаний Panasonic, Budweisser (с участием Джона
Легуизамо - John Leguizamo), программ MTV, фильмов
"Dance with Me" ("Танцуй со мной", с
участием Ванессы Вильямс - Vanessa Williams и Криса
Кристоферсона - Kris Kristofferson), "Summer of Sam"
("Лето Сэма" с участием Джона Легуизамо
- John Leguizamo и Миры Сорвино - Mira Sorvino) и многих
других проектах. Она и сейчас восхищает
всех своим мастерством, продолжая
выступать. Одна из ее последних работ -
популярная бродвейская постановке
"Swing", номинированная на престижную
награду Тони (в этом мюзикле Мария играет
роль "девушки в красном").
Но вернемся к истории появления хастла.
Одна из последних версий гласит, что жизнь
хастлу дала песня Ван МакКоя (Van McCoy) "the
Hustle" (иногда ошибочно называемая "Do the
Hustle" - по реплике бэк-вокалистов,
периодически звучащей на протяжении всей
мелодии). Действительно, сингл с
инструментальной композицией "the Hustle"
продюсера (таких коллективов, как Gladys Knight
& the Pips, Melba Moore и The Stylistics), композитора и
исполнителя из Вашингтона Ван МакКоя (6.I.1944 -
6.VII.1979) был продан тиражом свыше восьми
миллионов экземпляров и спровоцировал
очередной виток "хастломании". Забавно
то, что спустя год после своего успеха, Ван
МакКой признался в интервью, что не имеет ни
малейшего представления о хастле, как о
танце. К несчастью, судьба музыканта
сложилась достаточно печально: ни одно из
более поздних его творений не достигло
уровня популярности "the Hustle" (хотя
композиция 1977 года "the Shuffle"
использовалась в качестве основной
музыкальной темы для спортивных репортажей
на BBC Radio 4 в течение двадцати лет). Ван МакКой
скончался в 1979 году от сердечного приступа,
оставив после себя достаточно обширную (для
семи лет творчества) дискографию.
В России хастл появился в начале
девяностых, в студии при Московском
Государственном Университете (на
двенадцатом этаже Главного здания). Первые
турниры стали проводиться в 1994 году, в 2000
году началась работа по приданию
официального статуса Московской Федерации
Хастла, и в том же году начались первые
переговоры с американской федерацией о
создании международной организации
аналогичной IDSF, которая бы объединяла в
себе ассоциации и федерации любителей
хастла.
Если Вас хоть немного заинтересовал этот
необычный танец, воспользуйтесь советом -
посмотрите два замечательных фильма 1977
года: "Roseland" ("Страна Роз") с
Кристофером Уокеном (танец пары Floyd
Chisholm-Annette Riveria) и "Saturday Night Fever" ("Лихорадка
субботней ночи") с Джоном Траволтой (John
Travolta). Кстати, именно ролью в этом фильме
Джон Траволта заслужил всеобщее уважение
любителей танца, и по сей день оставаясь
ведущей фигурой в списке лиц, внесших
неоценимый вклад в развитие хастла.